Рынок офисной недвижимости Казани перенасыщен предложением. С ужесточением правил парковки в центре усилилась тенденция децентрализации: арендаторы стали съезжать в периферийные районы города, где проблема парковок не стоит так остро. В итоге, пустуют площади на этажах выше второго на центральных улицах города. Как отмечает генеральный директор агентства недвижимости «Мегалит» Адель Хасбиулин, расходы на содержание таких зданий высоки, а доходов нет.
«Такая ситуация может подтолкнуть владельцев зданий, находящихся вблизи от крупных вузов города, перепрофилировать коммерческие площади в апартаменты, что может быть интересно студентам – как в качестве арендного жилья, так и для покупки. Нам известны намерения по перепрофилированию старых заводских площадей и организации там апартаментов. Например, в фабричных зданиях по улице Гладилова и на площадях завода «Радиоприбор». Возможно, эти проекты сейчас в стадии оформления документации, либо, так и остались намерениями», - говорит Хасбиулин.
К слову, под апартаментами сегодня понимается широкий спектр зданий и помещений: от гостиниц с возможностью выкупа номеров для постоянного проживания до реконструированных производственных зданий, где функционал будущего использования помещений зависит лишь от желания и идей покупателя. Большая часть апартаментов это объекты нового строительства, которые возводятся по стандартам и внутреннему содержанию жилых домов, но на земельных участках, где их размещение по тем или иным причинам невозможно из-за градостроительных ограничений. В них застройщики могут отступать от некоторых нормативов, обязательных к выполнению в жилых домах - по числу помещений на этаже, обеспеченности машиноместами и элементами социальной инфраструктуры.
Рынок апартаментов хорошо развит в московском регионе. На столичном рынке львиная доля предложений апартаментов приходится на премиум-класс. Покупателей такого жилья интересуют, в первую очередь, престиж, комфортабельность комплекса, безопасность и транспортная доступность, а не прописка. Последнее там возможно, но временно – на пять лет. Привлекает покупателей апартаментов, в первую очередь, их стоимость – она на 10-20% меньше, чем средние показатели на рынке жилой недвижимости. Как отмечает руководитель аналитического центра «Циан» Алексей Попов, на популярность этого сегмента в Москве влияет недостаток свободных земельных ресурсов в центральной части города для реализации новых проектов, а также высокие требования к выполнению градостроительных норм.
«Застройщики ряда комплексов, запроектированных до кризиса под размещение офисов, были вынуждены трансформировать их в апартаментов как в более устойчивый в новой макроэкономической конъюнктуре сегмент рынка. В региональных центрах апартаменты пока развиваются медленно. Существующий спрос на жилую функцию в городах-миллионниках вполне удовлетворяется новыми проектами в сегменте обычных «квартирных комплексов». Даже в Санкт-Петербурге доля апартаментов в объеме предложения не превышает 3,5%», - добавляет Попов.
Хасбуллин, в свою очередь, отмечает, что в Казани формат представлен единственным представителем - многофункциональным комплексом апартаментов премиум-класса «Европейский». «Для успешности апарт-комплекса важен ряд факторов: однородность социального окружения, район с хорошей репутацией, уникальная локация, комфорт проживания.Строительство апартаментов в нашем городе может быть обусловлено лишь действительно очень высоким спросом на жилье в данном месте», - добавляет эксперт.
По его словам, у объекта должна быть продуманная концепция, выделяющая его из конкурентного окружения – как в пределах района застройки, так и в ряду других проектов, заявленных в формате апартаментов.