Бизнес-центры и торговые сети Казани переселяются на окраины города

Бизнес-центры и торговые сети Казани переселяются на окраины города

Бизнес-центры и крупные торговые сети Казани переселяются на окраины города. Эксперты считают, что этому способствовали, в том числе, и платные парковки

Как сообщила полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) в Татарстане Елена Стрюкова, Казань заплатила за систему городского паркинга уходом из центра сетевых ритейлеров. Спустя два года с начала работы в столице Татарстана платных парковок некогда торговая улица Баумана превратилась в ориентированное только на туристов пространство. «Сетевые ритейлеры уступили место туристическим лавкам с сувенирной продукцией и ресторанам. Это своеобразная «цена» за свободный от пробок исторический центр города и возможность добраться с одного берега реки на другой менее, чем за 20 минут», - сказала Стрюкова.

Вместе с тем, есть и положительное влияние городского паркинга на рынок коммерческой недвижимости Казани. Спрос на помещения в крупных торговых и развлекательных центрах значительно вырос. Возник интерес и к помещениям на другом берегу Казанки.

«Радостно наблюдать за тем, как развивается улица Сибгата Хакима. Еще два года назад не каждый житель знал, где расположена эта улица. А теперь на ней размещена масса разноформатных заведений общественного питания. Спрос на помещения в этой части города значительно увеличился за последний год», - отметила Стрюкова.

Бизнес-центры уходят на периферию

Развитие города, в части парковок, транспортных развязок, задают направление для развития коммерческой недвижимости. По словам Стрюковой, в Казани еще несколько лет назад наметился тренд – бизнес-центры за пределами исторического центра.

«Запуск в центре Казани парковок его только усилил – находящиеся на периферии бизнес-центры обладают преимуществами, которые в выборе места для бизнеса становятся критическими - отсутствие пробок на подъездных путях и обширный паркинг», - сказала эксперт.

Как сообщила руководитель агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасия Гизатова, в историческом центре Казани все больше бросается в глаза спад деловой активности. По ее словам, в Казани происходит «рассеивание» деловой активности, деловые центры мигрируют в отдаленные районы, где арендная плата дешевле.

«В центре большая проблема с паркингом, и не всем бизнес-центрам нужен пешеходный трафик – им достаточно, чтобы их клиенты или сотрудники приезжали на машинах. И сейчас многие предприниматели переселяются в Ново-Савиновский или Советский районы», - рассказала Анастасия Гизатова. Она отметила, что в центре Казани образовалось много пустующих площадей. «К нам обращаются много клиентов с запросом по реализации или по сдаче помещений в центре. На продажу выставлены пара крупных ресторанов, салоны красоты, магазины, у которых сложности именно с парковкой», - поделилась эксперт.

Реновация офисов

По словам Гизатовой, из-за дефицита спроса на коммерческие объекты с хорошим трафиком, в Казани стала более заметной тенденция на реновацию бизнес-центров, уточнила она. Наметилась тенденция усовершенствования коммерческих объектов. Известно, что офисный или торговый центр имеет свой жизненный цикл, который достаточно короткий. Объекты устаревают и морально, и технически. Если владелец не задумывается над этим, то цена или ставка аренды неизбежно будут снижаться.

«В сравнении с только что построенным зданием, любой объект, введенный в эксплуатацию более семи лет назад, будет смотреться проигрышно. Чтобы поддерживать здание на должном конкурентном уровне, в него нужно вкладываться. «Мега», «Тандем», XL, БЦ «Татария» – это только ряд коммерческих объектов, которые в настоящее время проводят серьезные обновления мест общего пользования, внешнего вида и прочее», - подтвердила тренд Елена Стрюкова. «Я часто привожу в пример бизнес-центр «Рябина». Объект находится не на первой линии, на малоизвестной улице, но, обладая вместительной и бесплатной парковкой, очень быстро нашел своих арендаторов. Срок экспозиции свободных помещений и текущий уровень арендных ставок является примером успешного редевелопмента объекта», - говорит она.

Вместе с созданием новой инфраструктуры, в городе растут и требования к парковкам. Теперь компании стараются строить свои собственные парковки, чтобы создать комфортные условия для клиентов и сотрудников. По словам экспертов, раньше одно парковочное место на 40 кв. метров арендуемой площади считалось хорошим коэффициентом. Сейчас же, дальновидные девелоперы проектируя новые бизнес-центры, ориентируются на показатель вдвое больше одно место на 20 кв. метров арендуемой площади.


По данным РБК-Татарстан, 28.07.2017